Фестиваль успешно проведён! (фото видео)

Стало доступно фото и видео c фестиваля!

regerfest@yandex.ru

Министерство Культуры Российской Федерации, Российская Академия Музыки имени Гнесиных
при поддержке Государственного Музея Музыкальной культуры имени Глинки и Института Макса Регера (Германия, Карлсруэ).

Иоганн Баптист Иозеф Максимилиан Регер (нем. Johann Baptist Joseph Maximilian Reger)
(19 марта 1873 — 11 мая 1916)

Жизнь выдающегося немецкого музыканта - композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика - М. Регера прошла на рубеже XIX - XX вв. Начав свой путь в искусстве в русле позднего романтизма, с самого начала Регер обрел и иные, классические идеалы - прежде всего в наследии И. С. Баха. Сплав романтической эмоциональности с крепкой опорой на конструктивно-ясное, интеллектуальное мышление составляет сущность искусства Регера, его прогрессивной художественной позиции, близкой музыкантам XX столетия. "Величайшим германским неоклассиком" назвал композитора его горячий почитатель, замечательный русский критик В. Каратыгин, отмечая при этом, что "Регер - дитя современности, его манят все современные терзания и дерзания".

Первые музыкальные навыки Регер получил от родителей (отец занимался с ним теорией, игрой на органе, скрипке и виолончели, мать - на фортепиано). Рано раскрывшиеся способности позволили мальчику уже в 13 лет заменять в церкви своего учителя Линднера, под руководством которого он начал сочинять. В 1890-93 гг. Регер шлифует композиторское и исполнительское мастерство под руководством Римана, благодаря влиянию которого в сознание юного композитора навсегда вошла музыка И. Брамса. Не случайно именно ему Регер решился послать свое первое значительное произведение - органную сюиту "Памяти Баха" (1895). Полученный незадолго до смерти Брамса ответ молодой музыкант расценил как благословение, напутствие великого мастера, художественные заветы которого он бережно пронес и через свою жизнь. В Висбадене он начинает и свою педагогическую деятельность, продолжавшуюся всю жизнь,в Королевской академии музыки в Мюнхене (1905-06), в Лейпцигской консерватории (1907-16). В Лейпциге Регер был также музик-директором университета. Среди его учеников немало крупных музыкантов - И. Хас, О. Шек, Э. Тох и др. Большой вклад внес Регер и в исполнительское искусство, часто выступая как пианист и органист. В 1911 - 14 гг. он руководил придворной симфонической капеллой герцога Мейнингенского, создав из нее прекрасный оркестр, покоривший своим мастерством всю Германию.

Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета. За три года он создает множество произведений - ор. 20-59; среди них камерные ансамбли, фортепианные пьесы, вокальная лирика, но особенно выделяются органные сочинения - 7 фантазий на хоральные темы, Фантазия и фуга на тему BACH (1900). К Регеру приходит зрелость, окончательно формируются его мировоззрение, взгляды на искусство Никогда не впадая в догматизм, Регер всю жизнь следовал девизу: "В музыке - никаких компромиссов"! Принципиальность композитора особенно проявилась в Мюнхене, где он подвергся яростным нападкам своих музыкальных противников.

Огромное по количеству (146 опусов) наследие Регера очень многообразно - как по жанрам (в них отсутствуют только сценические), так и по стилевым истокам - от предбаховокой эпохи до Шумана, Вагнера, Брамса. Но у композитора были и свои особые пристрастия. Это камерные ансамбли (70 опусов для самых разных составов) и органная музыка (ок. 200 сочинений). Не случайно именно в этой сфере больше всего ощущается родство Регера с Бахом, его тяготение к полифонии, к старинным инструментальным формам. Характерно признание композитора: "Другие делают фуги, я могу только жить в них". Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И. Хиллера и В. А. Моцарта (1907, 1914), Вариации и фуги для фортепиано на темы И С. Баха, Г. Ф. Телемана, Л. Бетховена (1904, 1914, 1904). Но композитор уделял внимание и романтическим жанрам (оркестровые Четыре поэмы по А. Беклину - 1913, Романтическая сюита по И. Эйхендорфу - 1912; циклы фортепианных и вокальных миниатюр). Выдающиеся образцы он оставил и в хоровых жанрах - от хоров a cappella до кантат и грандиозного "100-го псалма" - 1909.

В конце жизни Регер стал знаменит, в 1910 г. в Дортмунде был организован фестиваль его музыки. Одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. и где его приветствовало молодое поколение русских музыкантов во главе с Н. Мясковским и С. Прокофьевым.

prОткрытие фестиваля
19 марта 2011. 14.00


Музей-квартира С.С Прокофьева

prМакс Регер / Сергей Прокофьев
20 марта 2011. 14.00


Музей-квартира С.С Прокофьева

prОрганные параллели
23 марта 2011. 19.00


Прокофьевский зал ГЦММК им. Глинки

prИграет Маркус Беккер
26 марта 2011. 19.00


Малый зал РАМ им. Гнесиных

prЗакрытие фестиваля
27 марта 2011. 14.00


Малый зал РАМ им. Гнесиных